Русский стиль

proekt_ns_1

«Формирование национального стиля в русском ювелирном искусстве»

foto_gaa

ГИЛОДО Андрей Акимович
Зав. отделом металла Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, искусствовед
Начиная с 40-х годов XIX века в ювелирных художественных изделиях, как и во всем русском, декоративно-прикладном искусстве, происходит динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Поэтому и эволюция ювелирных художественных изделий этого периода шла под знаком формирования национального стиля.
Основные достижения в области формы, декора и технологии были непосредственно связаны с традициями национального русского искусства, культуры и ремесла.
Они привели в последней трети XIX века к оформлению «русского стиля», как самостоятельного явления в ювелирных художественных изделиях России.

page-31_1

page-35_1

Представителями этих направлений стали два крупнейших российских центра по художественной обработке - Петербург и Москва.
В Петербурге придерживались больше западной ориентации. Это объяснялось тем, что там работало немало западноевропейских мастеров-ювелиров. Петербургские мастера добились высокой степени чистоты исполнения и отделки вещей, хотя и не внесли принципиально новых художественно-стилевых решений.
В Москве же более полное и яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, вышедшая из недр «русского стиля».
 

Одним из основателей национального стиля и национальной школы серебряного дела в русском ювелирном искусстве стал Павел Овчинников.

«Русский стиль» явил не только совершенно новый, оригинальный образ русского художественного серебра, но и способствовал созданию целой системы его производства. Если в XVIII — первой половине XIX века серебряное дело в России было сосредоточено, в основном, в руках отдельных мастеров-ювелиров или в небольших мастерских, которые делали вещи на заказ, то во второй половине XIX - начале XX века появление новых технологий, развитие и расширение промышленного производства, подкрепленные спросом российского покупателя, ориентированного в своих вкусах на вещи, созданные в «русском стиле», способствовали стремительному развитию отечественных ювелирных фирм.

page-13_1

page-33_1

Совместно разрабатывая национальную тематику, ювелирные фирмы формировали единый взгляд на художественные изделия, создавали их зрительный образ, решали общие задачи декоративного оформления. Вместе с тем, каждая из фирм, пользуясь широким перечнем художественных и технических приемов, имела и свои пристрастия, которые делали ее индивидуально узнаваемой среди остальных. Так, фирма Овчинникова специализировалась на изделиях с эмалью; фирма Постникова - на изделиях, выполненных в технике скани; фирма Сазикова прославилась серебряным литьем и мелкой скульптурной пластикой.  

Становление национального стиля в русском ювелирном искусстве во второй половине XIX века было процессом долгим и непростым. Окончательное его оформление, как самостоятельного течения, происходит в 70-е - 80-е годы XIX века под влиянием новых демократических тенденций, связанных с развитием русского общества в пореформенный период. В отечественных изделиях демократическое мировоззрение эпохи выразилось в массовом воспроизведении народной тематики и национальных орнаментальных мотивов.
Мелкая пластика в русском художественном серебре второй половины XIX века тоже развивалась в русле «русского стиля». Большую популярность приобрели мелкая пластика, посвященная русской охотничьей тематике. Но, особенно популярной стала крестьянская тема в различных ее интерпретациях: появились композиции и отдельные фигурки, изображающие крестьян пашущих, крестьян отдыхающих, крестьян на празднике и т.д.
Та же народная тема была характерна и для функциональных изделий из серебра. Широкое распространение среди них получили такие предметы, как пепельницы в виде лаптей или крестьянских саней, солонки в форме деревянных солониц и берестяных плетеных туесков, подстаканники в форме деревенских рубленых изб, сахарницы и блюда, имитировавшие берестяное плетение и ткани, стопки и стаканчики в виде деревянных кадушек и т.д.
Особенный интерес в эти годы вызывали изделия из серебра в сочетании с эмалью. Помимо эмали, для украшения серебряных изделий использовали реалистическое изображение сцен из народной жизни, а также видов Москвы, Петербурга, выполненные в виде миниатюр в технике черни. При этом внимание мастеров было сосредоточено не на органичной компоновке изображения с формой и орнаментикой предмета, а на тщательном воспроизведении популярных сюжетов.
На главную…