Государственная деятельность

spec_proekt_n_1
baner_proekt

«Не надо бояться слова, протекционизм!»

anan_foto

АНАНЬИНА Галина Васильевна
Автор проекта, Генеральный директор Национального коллекционного центра художественных изделий, председатель подкомитета по истории и традициям российского предпринимательства ТПП РФ,
кандидат исторических наук
Павел Акимович Овчинников без сомнения был очень ярким человеком. По происхождению из крепостных крестьян, благодаря исключительно своему таланту Овчинников стал крупным фабрикантом, одним из основателей российской профессиональной ювелирной школы, известным общественным деятелем, почетным гражданином Москвы, в течении 12 лет он являлся Гласным городской Думы, членом купеческой управы и биржевого комитета.
Поэтому юбилейный проект в его честь тоже разноплановый и реализуется сразу в нескольких направлениях.
Это прежде всего продолжение проекта 2008 года, посвященного 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова.

oklad_bog

Икона Богоматерь Блаженное Чрево в окладе, 1884

iverskaj_bog

Икона «Иверская Божия Матерь», 2007

Совсем скоро из печати выйдет уникальный каталог изделий Павла Овчинникова. Фотографии шедевров российского ювелирного искусства, многие из которых впервые извлечены из запасников Гохрана, сопровождают статьи ведущих искусствоведов, таких как Г.Г. Смородинова, А.А. Гилодо, В.Ю. Волкодаева и многих других.
В каталоге представлены и мастера ювелирного дела современной России. Глядя на их изделия, понимаешь, что талант и мастерство россиян столь же велики, как и прежде. Они достойно продолжают дело, столь трагически прерванное в 1918 году. Причем, возрождаются не только традиции, но и технологии. А ведь, совсем недавно казалось, что они навсегда утрачены.
 

В России, мастера и мастерство никогда не переводились и не переведутся.

Однако, за последнее двадцатилетие в алмазный фонд не было куплено ни одной современной работы. Все эти уникальные изделия остаются в частных коллекциях, что-то вывозится за рубеж… И самое печальное, может так статься, что через пятьдесят лет, современный российский ренессансе не увидишь в музеях. Его не будет ни в Гохране, ни в Алмазном фонде.То, что делают эти фирмы, высокохудожественно и престижно, но, возглавляя российскую палату высокохудожественного производства, Гильдию ювелиров России, я за эти годы не увидела, того что было в той императорской России. Прежде всего – морального
поощрения, признания, со стороны государства.

pereg_emal_pao

Рюмки, Москва, 1908 - 1917, Фирма П. Овчинникова

pereg_emal_but

Бокалы, Москва, 2005, Мастерская Е. Бутенко

Потому что в те годы признания мастерства вот тех великих имен, о которых я сказала, было высочайше. Звание поставщика двора его императорского величества открывало зеленый свет. Это было достоинство, это была гордость, это было огромное моральное поощрение.
Я не устаю приводить один характерный пример. После выставки 1900 года, когда российские ювелиры получили Гран-При, большинство золотых и серебреных медалей, Николай II всех позвал к себе. Сегодня я, увы, не могу привести аналогичного примера. Ни высшее руководство, ни бизнес-элита себя таким знаком внимания и признания не утруждают.
 

Русское высокохудожественное искусство всегда в цене.

Но есть и другой пример, который радует. Уже больше пяти лет на Сотбис и Кристис идут специальные торги русского ювелирного искусства. Раньше этого не было. И не только антикварных вещей, но и современных. То есть, они поняли их достоинство, их цену, их художественные характеристики …
Вот такая ситуация. Наверное, она разрешимая. Но единственно, что я могу сказать, то высочайшее мастерство, если не дай бог оно не будет сохранено сегодня уже не увидят наши
ближайшие потомки.
На главную…