Национальное достояние

 

proekt_ns_7

«Коллекция произведений фирмы Павла Овчинникова в собрании Гохрана России»

foto_vvu

ВОЛДАЕВА Вероника Юрьевна
Главный эксперт-искусствовед Гохрана России.
Эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры
Среди многочисленных ценностей Государственного фонда России значительное место занимают коллекции художественных памятников русского декоративно-прикладного искусства XIX–XX веков. Они насчитывают тысячи самых разных предметов: табакерки и портсигары, театральные сумочки, броши и колье, выполненные из золота, платины, с бриллиантами, рубинами, сапфирами и другими драгоценными камнями; серебряные столовые и чайные сервизы; подарочные ковши и шкатулки, покрытые многоцветной эмалью; кружки, бокалы и подносы с изысканными черневыми узорами и гравюрами и многое другое.

shkatulka-1
Коробочка для туалетных принадлежностей. (Серебро, перегородчатая эмаль, эмаль по резьбе, канфарение, золочение). 1880-е гг.

futlar-1

Произведения мастеров фирмы Павла Акимовича Овчинникова, основанной в Москве в 1853 году, входящие в собрание Госфонда, составляют значительную коллекцию. Одни из них несут на себе черты европейских художественных стилей, другие демонстрируют сохранение национальных традиций. Они позволяют увидеть все многообразие форм и декора изготовляемых в это время серебряных предметов, а также показать роль крупнейших художников и скульпторов России в их создании, так как исполнение эскизов и моделей многих произведений фирмы производилось в мастерских Е. А. Лансере, М. О. Микешина, Ф. Г. Солнцева, Л. В. Даля и др.
Портсигар. (Серебро, оконная эмаль, эмаль по скани, золочение) Последняя четверть XIXв.
 
Нарядным декоративным оформлением отличаются предметы чайно-кофейного сервиза «Эгоист», предназначенного для одной персоны. Хотя они и выполнены в разное время – с 1875 по 1890 год, судя по монограмме «НК», выгравированной на каждой вещи, принадлежали одному лицу. В качестве декора всех предметов выступает черневая гравюра, отличающаяся тонким ювелирным исполнением, чистотой рисунка и многообразием сюжетов. Виды Москвы удачно вписываются в сложный черневой узор в виде симметричных композиций из растительных мотивов, напоминающих по рисунку черневые орнаменты XVII века. Этот орнамент и ему подобные разрабатывались художником Л. В. Далем, тесно сотрудничавшим с фирмой П. А. Овчинникова, по заказу которой сервиз был исполнен на фабрике В.С. Семенова.
К числу редких и сложных по технике исполнения изделий можно отнести братину, созданную в 1872 году мастерами фирмы в традициях древнерусского искусства. Она декорирована изящным рельефным узором из стилизованных спиралевидных трав, обвивающих блестящий круглый медальон. На венце помещена черневая надпись: «БРАТИНА НИКИТЫ ИВАНОВИЧА РОМАНОВА ПИТЬ ИЗ НЕЯ НАЗДРАВИЕ». Вполне возможно, что данный предмет мог использоваться, как и его прототипы, в качестве жалованного за службу на благо Отечества, подарка.

Произведения с декором в русском стиле.

serviz_egoist
Сервиз ЭГОИСТ. (Серебро, штамп, чернь, оброн, резьба, гравировка, золочение). 1875-90гг.
bratina
Братина. (Серебро, чернь, оброн, резьба, канфарение, золочение). 1872г.

hlebnica_1
hlebnica_2

В русле русского стиля в 1870-е годы фирма П. А. Овчинникова начала производить новые необычные предметы – сухарницы в виде плетеных корзин, с наброшенными на них нарядными полотенцами или салфетками с бахромой. Благодаря виртуозному владению различными техническими приемами мастера искусно воспроизводили переплетение гибкой лозы, нитей ткани, цветную вышивку, узорное ручное кружево. Редким примером тому могут служить две сухарницы из собрания Госфонда. Одна из них «выработана» в 1877 году, другая – в 1881. Такие сухарницы относились к числу модных для этого времени вещей, видимо, поэтому они приобретались у фирмы для Кабинета Его Императорского Величества и нередко служили подарками для членов императорской семьи.
Сухарницы. (Серебро, штамп, чеканка, резьба, эмаль, золочение). 1877г. и 1881г.
 
Европейскую славу фирме принесли изделия, декорированные в русском стиле с применением эмали по скани, по чеканному рельефу и живописной эмали. Нередко декор одного изделия включал сразу несколько видов эмалевой техники. Так, например, в ларце начала ХХ века, отличающимся высокими художественными достоинствами, стенки украшены альмандинами и сканым узором из красиво изогнутых листьев, заполненных эмалью разных цветов, тонко переходящих один в другой. В оформлении крышки применена живописная эмаль с сюжетным изображением «Гусляр и барышня» по мотивам древнерусских былин.

shkatulka-2
Ларец. (Серебро, альмандины, живописная эмаль, эмаль по скани, золочение). 1908г.

Необходимо также отметить, что фабрика П. А. Овчинникова выпускала большое количество столового серебра, которое по своему уровню исполнения нередко превосходило заграничные образцы; в магазинах фирмы, как свидетельствуют ее Прейскуранты, «предлагался полный перечень всевозможных изделий подобного рода на разные цены».
В коллекции представлен набор столового серебра в деревянном сундуке. Сундук имеет четыре кассеты, заполненные 246 разнообразными по назначению предметами: солонками, соусниками, вилками, ножами, ложками, – позволяющими сервировать стол на 24 персоны. Лаконичность и простота форм, отсутствие декора, отнюдь, не умаляет достоинств каждого предмета. Напротив, великолепно полированная поверхность придает им красоту, определяет солидный достаток владельца. Не случайно мастера-полировщики крупнейших российских фирм считались одними из лучших в мире, их работа помогла множеству изделий дойти до наших дней в таком превосходном виде. Однако большие наборы столового серебра в подлинных футлярах, к сожалению, сохранились в единичных экземплярах, поэтому они являются довольно редкими.
Предметы коллекции Гохрана России дают возможность понять современников деятельности фирмы, оценивших ее заслуги высокими наградами на Всероссийских и Международных художественно-промышленных выставках и считать творчество ее мастеров крупнейшей школой ювелирного искусства.
На главную…