Великий ювелир

 

proekt_ns_8

Краткая биография

Родился 23 июня 1830 года в селе Отрадном, Московской губернии, крепостной князя Д. Волконского
В 1842 году отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову
В 1850 году получил вольную и женился
В 1853 году основал фабрику по производству золотых и серебряных изделий в Москве
В 1865 году получил звание придворного поставщика
В 1871 году основал при фирме специализированную школу по подготовке художников и мастеров–исполнителей ювелирного и серебряного дела.
В 1873 году открыл филиал фирмы в Петербурге
С 1876 года - Гласный Московской городской Думы, Член Московской Купеческой управы, Член Московского Биржевого комитета
В 1881 году получил звание поставщика Императорского двора
Потомственный почетный гражданин Москвы, Мануфактур-советник
Сыновья - Михаил, Александр, Павел и Николай
Умер 7 апреля 1888 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве.

«Придворный Поставщик Российского Императорского Двора - Павел Акимович Овчинников»

foto_sgg

СМОРОДИНОВА Галина Григорьевна
Ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея,
искусствовед,
главный эксперт Министерства культуры РФ
 

В 2010 году исполняется 180 лет со дня рождения великого русского художника, золотых дел мастера, предпринимателя, главы московской школы ювелирного дела и основателя знаменитой на весь мир фирмы Павла Акимовича Овчинникова.

sgg_1

Судьба П. Овчинникова была обычна и необычна для нового класса промышленников России. Крепостной князя Д.Волконского, обнаружив способности к рисованию, для «систематического развития художественных способностей», был отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил освободиться от крепостной зависимости, П. Овчинников получил вольную, в 1850 г. женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело. В 1851 г. он основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 г. была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25000 рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей.
Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.

sgg_2
Мастера фирмы прекрасно владели техникой литья, чеканки, резьбы, казалось, что «…резец свободно двигался по металлу..чекан основательно, почти до обмана, давал чувствовать свойство тканей, узорного шитья, нитку позумента… и вся работа приобретала живость и живописность… Художественное чувство явно руководило исполнителем».

Возрождение эмалевого искусства

С XVIII в. и до сер. XIX в. в эмалевом деле наблюдался некоторый спад, в основном, мастера занимались изготовлением живописных медальонов с портретами и аллегорическими композициями, которые входили в композицию того или иного предмета. Заслуга возрождения эмалевого искусства во вт. пол. XIX - н. XX в. принадлежала П.Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории. Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, достигшая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации.

liturgia

Работы П. Овчинникова 1870-1890-х г.
изумительны по красоте и богатству эмалевых узоров. Импровизации по мотивам древних орнаментов из рукописных книг, изданий «Древностей Государства Российского» и других иллюстрированных исследований украшали оклады евангелий, икон, складни, литургические наборы, посуду, ларцы, бювары и другие.

solonka

На главную…