Благотворительное издание, посвященное истории иконы Божией Матери «Державная»

12 Март, 2008

15 марта Русская Православная церковь отметила День явления иконы Божией Матери именуемой «Державная». Эта иконы была обретена в день отречения от престола последнего российского Императора Николая II.

Национальный коллекционный центр художественных изделий подготовил благотворительное издание, посвященное истории иконы Божией Матери «Державная».

Автор-составитель — генеральный директор Коллекционного центра, кандидат исторических наук Галина Ананьина.

Тираж был передан в: 

  • село Коломенское — храм Казанской иконы Божией Матери и церковь Вознесения Господня;
  • Николо-Перервинский монастырь в Москве;
  • храм-часовню в честь иконы Божией Матери «Державная» у Храма Христа Спасителя в Москве;
  • храм Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово Московской области.

Текст и фотографии далее приводятся по благотворительному изданию, осуществленному Национальным коллекционным центром ко дню явления Державная икона Божией Матери:

Под Державным Покровом

Любят Божию Матерь на Руси. Много здесь почитается и прославляется Ее чудных образов, от которых исходит освящение и многие исцеления, они символ покрова и благословения на мирную жизнь, перед ними мы просим здоровья, спасения и жизнь вечную.

В России нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы основан на вере в то, что Богородица, словно укрывая землю снегом, простирает покрывало над Русью, спасая ее от бед.С именем Богородицы, с Ее заступничеством по молитвам перед Ее иконами (Владимирской, Казанской, Тихвинской, Иверской…) связаны значительные события в истории России. Посредством Ее чудотворных икон, которых на Руси более восьмисот, отдельные города, края и русские земли неоднократно получали избавления от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Богородицы особое место занимает одна из главных святынь современной России — икона Божией Матери «Державная», 90-ю годовщину явления которой весь православный мiр отметил в этом году.

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая II.

Явлению иконы предшествовали следующие события. Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жировинской волости, деревни Починок, проживавшей в слободе Перерве, Евдокии Ивановне Андриановой.

13 февраля Евдокия Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний, и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Евдокии Андриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Жена, в которой своим сердцем она признает и чувствует Царицу Небесную.

2 марта Евдокия Ивановна отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесен-скую церковь (церковь Вознесения Господня построена 475 лет назад, в 1532 году, по велению князя Василия Ш, в честь рождения его сына, будущего государя Иоанна Васильевича Грозного). Настоятелем церкви Вознесения был священник Николай Лихачёв. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одном из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, отец Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона.

Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире (красный — цвет мученичества и возрождения, цвет Крови Христа, символ страдания и Божественного огня), с короной на голове, скипетром и державой в руках — с чем и связано название «Державная».

Лик Богоматери был необычайно строг и имел царственный вид.

Иконы этого типа объединяет один общий признак. Божия Матерь изображена сидящей на престоле со скипетром и державой, на коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Е. И. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося отца Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище Храма Вознесения Господня.

После явления образа Богоматери «Державная» Вознесенский женский монастырь в Кремле по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему, а в 1812 году перед нашествием Наполеона, в числе других, была передана в Вознесен- скую церковь села Коломенского, а потом так и не была возвращена.

О случившемся дали знать митрополиту Тихону — будущему Патриарху Московскому и Всея Руси, и он благословил составить иконе Божией Матери «Державная» «акафист акафистов», собранный по частицам из акафистов другим чудотворным иконам Богородицы, явленным в России. Были написаны также два канона (один из них, как и акафист, с участием святителя Тихона) и молитвы Державной Божией Матери.

Слух о вновь обретенной иконе быстро распространился не только в селе Коломенское. Богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, всю надежду в эти смутные для России дни возлагая на благодатную помощь Царицы Небесной.

В 1917-1918 годах икону выносят в Московские храмы, монастыри, на фабрики и заводы, где перед нею служат молебны.

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством.

С радостным страхом и покаянным трепетом начал русский народ молиться перед Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в безчисленных копиях стала украшать русские храмы. Прошло несколько лет, и жесточайшие гонения обрушились на почитателей этой иконы. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы ей, а копии иконы Божией Матери «Державной» изъяты из всех церквей.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь, новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая православных верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Ма-тери в день празднования Державной иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма святителя Николая в Плотниках протоирей Владимир Воробьев, который особо чтил Державную икону Божией Матери и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Десятки лет по России ходило много копий Державной иконы Божией Матери, но где находится первоначальный ее образ, не знали.

Теперь документально установлено, что после прекращения богослужений в храме Вознесения Господня в Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную церковь во имя великомученника Георгия Победоносца). 12 августа 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади.

Много лет Русская Православная Святыня находилась в музейных запасниках. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственном Историческом музее. Затем икону поместили в хранилище экспонатов отдела изобразительного искусства.

Архивный документ 1*

Запись сообщения крестьянки Е. И. Андриановой о видении ей Богоматери, сделанная И. Д. Покровским

Март 1917г.

Евдокия Ивановна Андрианова, крестьянка Московской губернии, Бронницкого уезда, Жировинской волости, деревни Починок, проживающая по Московской Курской дороге, в слободе Перерва, близ платформы, собственный дом.

1) Сон. В Чистый понедельник стою будто бы на горе, слышу слух, видеть никого не вижу: «Есть КОЛОМЕНСКОЕ, ИКОНА БОЛЬШАЯ черная, взять и сделать ея красную, затем помолиться и попросить ея (до этого была буря)». Проснувшись, объяснила домашним: сегодня видела сон, и рассказала подробно. И после этого я все время чувствовала сильное безпокойство, стала обращаться к САМОЙ ВЛАДЫЧИЦЕ, прося Ея указать, где ЕЯ СВЯТАЯ ИКОНА находится. Обратилась также к своей знакомой, она пояснила, что подобная ИКОНА имеется в старообрядческой семье, начинаю думать, как могло подобное случиться, чтобы ИКОНА полпала к старообрядцам.

2) Сон. Воскресенье на понедельник на 3-ей недели Великого поста. Вижу — белая церковь, где должен был спор со старообрядцами, вижу — в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал, и только осталась ОДНА ЖЕНЩИНА, которая села среди храма. Вижу — справа стоит иеромонах, поодаль, задом к ней, у него раскрыта книга, в которой он перебирает листы, он был высокого роста, русый без бороды, клобука, в мантии, древней, слева выходит другой иеромонах, тот был в клобуке, черный с бородой, он заявил при этом: «Будет спор со старообрядцами о СЛОВЕ БОЖИЕМ», и по окончании этого он обратился ко мне, взглянув на меня, и в этот момент я обратилась к ЖЕНЩИНЕ, слезно прося ЕЯ, и сказала: «Пойдем отсюда, найдет народ и здесь будет душно». Она вмиг встала, пошла, я оглянулась назад и вижу, что иеромонах на четверть стоит в земле — тот, который стоял слева. Когда я подошла к диванчику, чтобы взять платье, в этот момент в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.

Московский мещанин Семеновской слободы, поживающий по Московской Курской дороге, дача Гурылева, квартира 54

Иван Дмитриевич Покровский

ЦИАМ. Ф. 1176. Оп. 1. Д. 138. Л. 89. Копия. Машинопись.
* Документы Центрального исторического архива города Москвы, опубликованные в журнале «Отечественные архивы» 1, 2004г.

Архивный документ 2

Из протокола заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества об обследовании найденной иконы
21 июля 1917 г.

Под председательством И. П. Машкова, в присутствии членов Н. Н. Марковникова, А. Ф. Майснера и исполняющего обязанности секретаря У. К. Линдеман.

3) Н.В. Марковников сообщил о причине, вызвавшей обследование храма в селе Коломенском. Одна женщина, живущая верстах в 40 от села Коломенского, явилась к батюшке и заявила, что в подвале храма появилась икона Богоматери. Икону действительно нашли, она была черная, а по расчистке оказалась, что одеяние Богоматери — красное. По живописи икона не древняя (наверху изображен Бог Саваоф). Икону торжественно внесли с церковь. Стали служить молебны, появились кликуши, стали совершаться чудеса. Так, одна слепая девочка прозрела. При реставрации икону вздумали подпилить, причем уничтожились ноги Богородицы. Это вызвало опасение возмездия, но женщина, указавшая на появление этой иконы, поспешила внести успокоение заявлением, что Богоматерь простила. На киот собрано было 1500 рублей. Та же женщина заявила, что в подвале церкви находятся мощи Лавра, Иоанна и ковчег с частицами мощей Варвары-мученицы. Женщина уверяла, что бывала в этом подвале и знает, как туда войти. Полагали, что у нее сведения об этом от местного населения, что могли сохраниться какие-то предания. Производя поиски подвала, докладчик стал стучать, в одном месте чувствовался звук пустоты. Церковь стоит на сплошном фундаменте. Пока ничего не нашли. Работы приостановили.

И. П. Машков выразил сомнение, чтобы под церковью существовали какие-либо подвалы.

Постановлено: Принять к сведению

Товарищ председателя Ив. Машков
Члены З. Ива…

ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3 Д. 15. Л. 7 об. — 8 Подлинник. Рукопись

Второе обретение Державной иконы Божией Матери

В год празднования 1000-летия Крещения Руси, 15 апреля 1988 года икона Державной Божией Матери была передана на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.

В соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия П икону решено было перенести в Коломенское.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское, в храм Казанской Божией Матери, построенный более 350 лет назад.

Весной 1991 года в Москве произошло еще одно чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного Православной Церкви храма Святителя Николая, который принадлежит Николо-Перервинской обители. В Четверг Светлой Седмицы настоятелю Никольского храма протоирею Владимиру Чувикину была принесена в храм старинная икона Божией Матери «Державная». Ее принесла монахиня Агния. Лик Богоматери написан на лазурном, небесном фоне. На главе — венец, на нем — крест. Держава в ее руках тоже имеет наверху крест и сама перекрещена крестом, как лентой.

В течение некоторого времени после этого икона благоухала и источала миро, о чем свидетельствуют многие очевидцы, и сам настоятель храма отец Владимир. В день празднования иконы Державной Божией Матери, ставший в обители почти храмовым праздником, перед иконой поется акафист, а несколько позже установилась традиция совершать в этот день крестный ход с иконой вокруг обители.

Когда впервые икона возглавила торжественное шествие, то потемневшее изображение просветлело прямо на глазах.

Возрождение взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя началось с чтения акафистов Державной иконе Божией Матери во временной малой часовенке-навесе в Ее честь, а затем и строительства деревянного храма-часовни в честь Державной иконы Божией Матери, в котором служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный храм — главный кафедральный собор был восстановлен в кратчайшие сроки.
Сегодня во многих храмах России появились списки иконы Державной Божией Матери и храмы, посвященные ее образу.

Сама икона была явлена 90 лет назад в революционный год, перед кровопролитным периодом нашей истории. Второе ее обретение в 1990 году произошло также в переломное для нашей страны время. Это свидетельство того, что Богородица не оставила землю Русскую, что под Ее Покровом продолжает пребывать русский народ, а значит есть надежда на сохранение и возрождение нашей великой Российской Державы.

В 2007 году, в год празднования 90-летия обретения чудотворной Державной иконы Божией Матери, произошло величайшее событие — восстановление канонического единства в Русской Православной Церкви.

Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства.

Икону встречали с благоговением. Перед этой святыней молились братья и сестры по вере, за сильную Церковь и сильную Россию.

Сейчас чудотворный Дер-жавный образ Божией Матери по-прежнему находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Празднование иконы 2/15 марта, в день ее явления. Кроме того, в Казанском храме в Коломенском чтится и день второго обретения иконы 14 /27 июля.

Комментарии

Хотите оставить сообщение?